Годеново

Даты поездки: 10 ноября.
ГОДЕНОВО 1 Животворящий Крест Господень — одна из величайших святынь православной России — нашел свою обитель в Храме во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново, неподалеку от города Переславль-Залесский. Храм входит в подворье Никольского монастыря, и сестры многие годы ведут историю Животворящего Креста Господня, явившегося пастухам на Сахотском болоте в 1423 году.
Сначала пастухи увидели «свет неизреченный с греческой стороны». Затем, подойдя поближе, заметили будто висящий в воздухе Крест с распятым на крестном древе Спасителем и предстоящим у Креста Святителем и Чудотворцем Николаем со Святым Евангелием в руках. И услышали они голос, котГОДЕНОВО 2орый велел им на этом месте построить Храм — «дом Божий»…
Удивительна и чудесна история Животворящего Креста. Он уцелел в огне, когда сгорела старая церковь, он выстоял, когда после 1917 года богоборцы пытались распилить его пилами и разрубить топорами. И все эти годы — без малого шесть столетий — Животворящий Крест даровал людям Чудо исцеления от различных недугов и прощения. Рассказы о чудесах и исцелениях от Креста многие века записываются в специальную книгу, хранящуюся в Храме. Чтобы поклониться Святыне и попросить ее помощи, паломники едут сегодня в Годеново со всей страны

Выезд из Москвы, ул. Костромская, 7 возле собора всех Московских Святых (в двух минутах от станции метро Бибирево) и из г. Пушкино, Советская площадь (напротив городской администрации).

Даты поездки: 10 ноября.
Стоимость: 1400 рублей.
Выезд из Москвы, ул. Костромская, 7 возле собора всех Московских Святых (в двух минутах от станции метро Бибирево) и из г. Пушкино, Советская площадь (напротив городской администрации)

Николо-Сольбинский монастырь
В Ярославской епархии, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры в живописном лесном месте, изобилующем грибами, ягодами и целебными травами, на берегу тихой извилистой речки Сольбы возвышаются белоснежные храмы старинной Николо-Сольбинской обители. В древности эти места населяли угро-финские племена, и «солба» на их языке означало «живая вода».
Местоположение обители, и по нынешним временам глухое и затерянное в бескрайних и дремучих лесах, представниколо сольб 3ляется крайне удобным для всех ищущих уединения и истинного удаления от мира. Немного найдется в России таких мест, что уже само по себе является достопримечательностью.
Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины XV – начала XVI века. Предположительно он был основан одним из учеников преподобного Сергия Радонежского, первоначально был мужским и находился на Быльцыном поле, что в 4 км от нынешнего расположения монастыря.
Обитель много претерпела на своем веку. В начале XVII века, монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Почти сто лет обитель была в запустении, но в 1711 году она возродилась, только уже на новом месте, близ речки Сольбы.
Своего расцвета монастырь достиг в период 1904-1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. На 1914 год в монастыре числилось уже 115 сестер. Подвижнические труды игуменьи Макарии, умелое ведение хниколо сольб 2озяйства, молитвы сестер привели к подлинному расцвету обители.
3 декабря 1918 года монастырь был закрыт. Судьба игумении Макарии с сестрами до сих пор не известна. Из архивных документов тех лет выяснилось только, что несколько сестер были сосланы в лагеря, где, очевидно, и скончались, а священнослужители – расстреляны.
На Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 2000 года был канонизирован священнослужитель Николо-Сольбинского монастыря священномученик Николай Ершов, который служил на Сольбе 6 лет с 1912 года до самого закрытия монастыря. Претерпел мученическую кончину он в г. Переславле 16 декабря 1937 года.
Во время Великой Отечественной войны в монастыре разместился детский дом, а позже – лечебница для душевнобольных.
Успенский храм был осквернен и обезображен, внутреннее убранство полностью утрачено. В 60-х годах для строительства дорог были разобраны монастырские стены и башни. И, когда в 1994 году истерзанная и поруганная святыня была возвращена Церкви, возрождение ее казалось невозможным.
Возрождение
После многолетнего перерыва, зимой 1999 года сюда прибыли Настоятельница Матушка Еротиида с тремя сестрами 16, 17 и 18-ти лет. Их встретила разруха, территория заросшая лесом без ограды, горы мусора, Храм разрушенный, единственный корпус в аварийном состоянии, даже без окон, был занят бомжами. Телефонной связи нет, дорог нет, денег на существование нет, транспорт не ходит, местность неизвестная, кругом лес, деревень и вообще населенных пунктов по близости нет. Жить пришлось под одной крышей с подозрительными людьми. Одному Богу известно, как удалось выжить и возродить монастырь в этом месте!
Усилиями игумении Еротииды в монастырь было проведено электричество, увеличена мощность, проведена телефонная связь, сотовая связь, оптиковолоконный инниколо сольб 4тернет, все коммуникации, сделаны дороги. В 2013 году был проведен газ, который тянули ради монастыря 70 км из г. Переславля, попутно были газифицированы все деревни.
В монастыре построено 10 храмов, 4 часовни, купальня на источнике, жилые и хозяйственные помещения, детский приют, школа, профессиональный колледж, рукодельные мастерские. Красивый и необычный архитектурный ансамбль монастыря, величественные стены и изящные храмы останутся в память будущим поколениям, как образ и пример монашеского подвига и развития талантов сестер обители на этом поприще.
Строительство еще не закончено, налаживается хозяйство, осуществляются различные социальные проекты, создана служба милосердия, которая помогает больным и престарелым, многодетным семьям и детям в окрестных деревнях.
В настоящее время в обители проживает 40 насельниц, при монастыре организован детский приют и школа, где воспитывается и учится 60 девочек в возрасте от 7 до 18 лет. С 2015 года открыт профессиональный колледж для девушек.

ИНТЕРВЬЮ С ИСТОРИКОМ ВИКТОРОМ ТРОСТНИКОВЫМ.
Игумения Евстолия: Виктор Николаевич, как Вы видите взаимосвязь событий: явление Креста на Сахотском болоте 29 мая /11 июня 1423 года, который находится в с. Годеново с историей Российской и Вселенской?

В. Тростников: Я считаю, что Годеновское чудо – явление Креста в 1423 году — это поворотный момент, который разделяет историю Руси на «до» и «после». Очень большая история «до», и очень большая история «после». Я выскажу несколько соображений на этот счет.
Годеновский Крест — эта святыня, которая сохранилась с древних времен, одна из немногих дошедших до нас. Как он перенесен через огромные расстояния — рационально объяснить невозможно. Немаленькое, двух с половиной метровое Распятие! Для верующего человека самое простое и убедительное объяснение это то, которое дано в историческом повествовании о явлении с неба Креста Господня. Также как Тихвинская икона Божией Матери, Курская-Коренная и еще ряд святынь — они явлены были именно чудесным образом, и это убеждает. Как делает это Господь – Ему Одному ведомо. Значит Ему это нужно. А нужно это было для чего? На мой взгляд, совершенно очевидно. Сама дата дает нам ключ к разгадке, потому что речь идет про 1423 год. Византия пала в 1453 году, то есть ровно тридцать лет. Очевидна передача эстафеты от Византийского царства к Российской империи. Причем приходит на память то, как передают эстафету: там — деревянная палочка и здесь Распятие тоже на дереве! Тот человек, который принимает эстафету, должен сравняться по скорости с тем, кто передает. И в истории то же. Россия должна была немножко «разбежаться», чтобы быть способной в динамике, находу, принять эту эстафету. И приняв эту эстафету, она продолжала двигаться. А России был отведен срок 500 лет: в Xвеке она получила Крещение, а Третьим Римом она стала в середине XVвека. За эти 500 лет Россия стала вровень с Византией: по духу, по восприятию православных ценностей и их ассимиляции в народном сознании, по церковному строительству, по богословскому уровню. А Византия к этому моменту все это в значительной степени утратила. И именно в это тридцатилетие окончательно обозначились тенденции духовного и политического созревания России с одной стороны, и с другой – стремительное движение к краху Византии: экономическое, политическое, духовное. Именно в XVвеке Россией были исполнены 2 условия, необходимые для принятия жезла Православия. Во-первых, Россия должна была стать централизованным государством, т. е. прекратить существование усобиц, преодолеть феодальное раздробление на удельные княжества и стать Империей, по существу стать Монархией. Почему? Чтобы стать преемницей Второго Рима, она должна была стать Третьим Римом. Второе условие – автокефалия. Русская церковь была епархией Константинопольской, хоть, может быть, и самой большой, но все-таки епархией. И русские митрополиты православной церкви утверждались в Царьграде. Какой же это Третий Рим, когда его Церковь несамостоятельная и подчиняется иноземному Патриарху?
Как раз в этот промежуток времени в 1431 году умирает митрополит Фотий – последний русский митрополит, поставленный в Царьграде. Русские люди склоняются к избранию митрополитом святителя Ионы. Однако Византия принимает другое решение, и по выбору Царьградского Патриарха митрополитом назначается Исидор, который, представляя Русскою Церковь на Флорентийском соборе, подписывается в папской унии. Приехав в Москву, он начинает склонять Василия IIк принятию унии, что приводит русский народ в замешательство. В результате он изгоняется из Москвы и Москва поставляет своего первого митрополита. Все это совершается в 1448 году. Т.е. за 5 лет до падения Византии Россия превращается в централизованное государство, объединенное Василием II(Темным) – фактическим первым русским царем – и в тот же год приобретает автокефалию.
Как раз накануне этих событий с неба является чудотворное Распятие, как знак, подтверждающий Божие благословение. Обращает на себя внимание определенная алгебра чисел. 1423 год – 30 лет до падения Византии, жизнь одного поколения. Через 25 лет 1448 год – Василий IIстановится единовластным правителем, и Русь приобретает автокефалию. Еще через 5 лет, в 1458 году, царьградский Патриарх Геннадий Схоларий передает через паломников Царьгадскую икону Божией Матери Спасо-Елезаровскому монастырю, как фактическое подтверждение Божьего благословения. Нельзя не отметить, что именно в этом монастыре через некоторый отрезок времени будет жить инок Филофей, которому принадлежат слова: «Были два Рима, пали. Третий Рим – Москва и четвертому не бывать».
Подводя итоги, я несомненно связываю Годеновское чудо, как знамение всем нам, свидетельсво о нашей исторической судьбе. И что удивительно – Крест является ни царю, ни в Москве – царственном граде, ни митрополиту, а ЗЕМЛЕ, то есть освящалась САМА ЗЕМЛЯ. Причем той ЗЕМЛЕ, на которой решалась судьба России, это Ростово-Суздальская древнейшая русская земля, коренная русская земля. Здесь совершилось прекращение междоусобиц. Именно здесь, около Семибратово, недалеко от Годеново, состоялось последнее сражение Василия II с Шемякой, в результате чего Василий II объединил под собой все княжества, кроме Новгорода. Новгород присоединил его сын Иван III, в царствование которого после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог герб Византии – двухглавый орел — становиться гербом России. Одна голова орла олицетворяет абсолютную монархическую власть, вторая – централизованную духовную власть.
Далее, в XVIIвеке вопросы государства Российского решались опять на этой земле. Самый пик, самая жесткая, самая беспощадная точка в польско-литовской интервенции была опять же в Ростовской земле. Здесь, а не в самой Москве была одержана и эта победа.
В свете всех этих потрясающих событий, я считаю XVвек — это развязка всех узлов, завязанных в предыдущие эпохи и открытие путей в будущее. И в самом центре этого клубка вот эта Святыня — Иисусов Крест, Распятие! Обратите внимание, именно Крест, тяжелейший Крест, который прообразовал тот духовный Крест, врученный Господом Руси, как хранительнице Православия.
Так и апостол Андрей, поднявшись по Днепру со своими учениками, водрузил на Киевском холме тоже Крест — символ Распятия. И прорек, что на этом месте будет великий город и множество церквей. И опять-таки освятил ЗЕМЛЮ. Не племена, не людей, не было еще государства. Была освящена сама ЗЕМЛЯ и земля эта была освящена заранее – это был первый шаг к Третьему Риму. Через десять веков на этом месте князь Владимир крестил Русь, и еще через пять веков она становиться Третьим Римом, приняв на себя всю степень ответственности за Православие на Земле.
Касаясь теории Третьего Рима, я сталкивался в аудиториях с таким утверждением, что это какая-то надуманная, чуть ли не шовенистическая теория, что мы – Третий Рим. На мой взгляд, это утверждение совершенно безграмотное, т.к. Третий Рим – это понятие не политическое, а чисто церковное. Третий Рим – это российское православное царство, православная империя. И, конечно же, в форме монархии. Почему монархии? Потому, что жизнеустроение православного царства на земле копирует Царство на Небе. А там — монархия. Господь Вседержитель, девять чинов ангельских — Архангелов, Херувимов, Серафимов и т.д. Т.е. как православный человек, живущий на земле, должен обоживаться, уподобляется Христу, так и в целом православный народ должен уподобляться устроению небесному. А там, повторяю, монархия.
Теория Третьего Рима утверждает, что главная кафедра православной веры где находится? В Москве! И она до сих пор у нас, в Москве! Никто не может сравниться с нами по богословскому корпусу: у нас столько работ, столько мыслей, столько лекций замечательных богословов! Ни в одной стране мира БЛИЗКО ничего подобного нет! Сейчас все в России сосредоточено! И самый основной корпус верующих православных, тоже в России! Нас миллионы! Нигде нет такого! Поэтому вот смотрите — до пятнадцатого века была подготовка. В пятнадцатом веке Москва как кафедра стала Третьим Римом, Патриархия. Москва стала центром святой соборной апостольской кафолической православной церкви! Никакой гордыни, никакой заносчивости здесь нет! Так история сложилась, что Москва стала объединяющим центром. «До»- это подготовка, «после» — это уже защита.

Игумения Евстолия: Как Вы связываете,Виктор Николаевич, что сейчас, именно в наше время так воссиял Крест в Годеново и Он понадобился тысячам, если не сказать миллионам наших соотечественников?

В.Н. Тростников:Да, и подтверждает реальными чудесами своей святости. Надо конечно летопись вести этих необыкновенных свидетельств.

Игумения Евстолия:Да, мы это делаем. И хочется связать значение этого знамения для сегодняшнего дня.

В.Н.Тростников:Я вообще-то оптимист. Мой оптимизм основывается на словах Спасителя: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее!» Это Сам Христос сказал. Церковь не одолеют! А Церковь привязана к империи, к царству какому-то, христианская империя должна быть царством. К этому мы движемся. Усиливается сейчас наше государство, несмотря ни на что. Недоброжелатели видят негативные стороны жизни и их немало. Я же наблюдаю стремление к стабильности. Не будет потрясений – все наладится. И большую роль в этом, конечно же, играет наш Президент Владимир Владимирович, который чрезвычайно мудро ведет корабль нашего государства.

Даты поездки: 10 ноября.
Стоимость: 1400 рублей.
Выезд из Москвы, ул. Костромская, 7 возле собора всех Московских Святых (в двух минутах от станции метро Бибирево) и из г. Пушкино, Советская площадь (напротив городской администрации)
годеново

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.